Линия – это всё

Михаил ВерхоланцевМихаил Верхоланцев мог бы начертать этот девиз на своём цеховом знамени.
«Линия – это всё» - категорическая формула, изобретённая Ж. Д.  Энгром в пылу борьбы с наседающими со всех сторон романтиками.
Михаил Верхоланцев любит повторять:  «Я – прежде всего рисовальщик…  все искусства, и даже больше – вся цивилизация создана, образно говоря,  карандашом». Он окончил Строгановское училище в 1961 году и большую часть жизни посвятил дизайну. Выпускники Строгановского училища шестидесятых годов отличаются тем, что хранят в своём сознании чёткую доктрину: архитектурная конструктивность, композиционная дисциплина, технологизм и масштаб  - прежде всего.
Михаил Верхоланцев   художник – традиционалист, даже консерватор, всем своим творчеством доказывающий, что скорый прогресс и взрыв цивилизации следовало бы задержать, как только возможно. Экспрессия его работ таит покой, стабильность, даже застылость. Бесполезно искать в работах художника «веры» или «неверия»,  в них нет никакой идеологии, нет ни малейшей реакции  на актуальные стилистические движения.

подробнее...

Цитата. Классики глазами наших современников.

Лицо этого человека
вам вряд ли знакомо.
Разрешите представить:
художник Михаил Верхоланцев

скачать pdf 3.5mb

Исповедь художника-гравера

24 апреля 1894 года на Первом Съезде Художников и Любителей Художеств в Москве прозвучал доклад «О значении гравюры в сфере искусства». Его читал Н.В. Баснин, известный коллекционер гравюр и рисунков старых мастеров. Доклад был опубликован тогда же в журнале «Артист». Н.В. Баснин фанатически любил офорт и резцовую гравюру, любовался оттисками только при свечах, мне это хорошо известно потому, что он приходится мне прадедом.

подробнее...

Экслибрис - Сфинкс

Много книг и исследований, много статей и эссе посвящено экслибрису, этому странному, причудливому жанру малой графики. Каждое исследование начинается с подробного и настойчивого толкования с намерением раз и навсегда, наконец, уяснить, что же такое экслибрис. Нередко такие толкования перетекают в полемику, и очень запальчивую, по поводу, того, что следует считать экслибрисом, а что есть ложный экслибрис. Но я практик, а не теоретик и хочу вкратце познакомить любителей малой графики с моей методикой создания экслибриса от получения заказа до тиражирования этой маленькой гравюры, этой миниатюры, вместившей в себя много символов. Однако, некоторые теоретические, а вернее стилистические воззрения, мне кажется, необходимо изложить прежде всего.

подробнее...

Современный формшнайдер

Живописцев барокко обслуживали резчики деревянных форм. Их называли формшнайдерами. Их задачей было репродуцирование и популяризация творчества великих живописцев и рисовальщиков. История искусств сохранила имена немногих из них: Никколо Больдрини и Доменико делле Греке, обслуживавших Тициана, Кристофа Йегера, работавшего под наблюдением Рубенса, Петера Флотнера, Тибиаса Штиммера. Эти скромные, почти безымянные, но очень темпераментные и вдохновенные мастера суть стилеобразующий пример для московского ксилографа Михаила Верхоланцева.

подробнее...

Магия гравюры

Коль не умеешь ты нравиться всем,
Будь лишь не у многих в чести.
Нравиться многим - прескверно…

Этот античный софизм мог бы быть девизом идеального художника, эти гордые слова так и просятся быть начертанными на цеховом знамени ксилографов. Ведь гравюра на дереве, особенно продольная, редко слышала в свой адрес панегирики, редка была просто скромная похвала за почти шестисотлетнюю европейскую историю ксилографии. Альбрехт Дюрер, однако, сильно влиял на итальянских художников. Доходило до курьёзов: Марк Антонио Раймонди копировал ксилографии Дюрера резцом на меди, снабжал копии монограммой Дюрера и продавал. Маньерист Якопо Понтормо под влиянием гравюр на дереве и живописи Дюрера написал свою знаменитую картину «Христос в Эммаусе», в которой явны черты живописного кьяроскуро, то есть лепки формы с помощью резкой светотени...

подробнее...

Он крыло влачит по морю, А другим достиг до неба

Кто не зачитывался в детстве Робинзоном Крузо?

В захватывающей, увлекательной форме, исподволь в душу читателя проникает целый катехизис западного человека. Хладнокровно и рассудительно принимай любые повороты судьбы, не верь в неизбежность рока, а шаг за шагом упорно накапливай состояние и комфорт – таковы лишь некоторые догматы – уроки Даниэля Дефо.

подробнее...